Не умея контролировать и осознавать свои эмоции и действия, не зная о разнице между насилием и наказанием, родители часто пользуются распространёнными мифами о «нормальности и безопасности» насилия как метода воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

На основании данных анкетирования, которое осуществлялось во время проведения различных семинаров и групп по теме насилия, я имею некоторую примерную статистику о применении насилия как метода воспитания. Примерно половина опрошенных указывали, что в детстве к ним применялось насилие. И столько же указывали, что иногда применяют насилие по отношению к своим детям. В процессе общения узнаем оправдания в виде мифов, стереотипов и отговорок.

— «Я не верю, что существуют родители, которые вообще не бьют своих детей. Так не бывает» — самое удивительное, что приходилось слышать. Эта отговорка означает, что физическое насилие прочно вшито на подсознательном уровне и его даже не нужно оправдывать. Не имея другого опыта и не видя альтернатив насилию, не имея навыков конструктивного взаимодействия с ребёнком, такие родители сами создают себе проблемы. Современные социальные условия сильно изменились с времён, когда насилие по отношению к детям было обыденным делом. 100-200 лет назад требования к психическому здоровью были совсем иными чем сейчас. Дети, которых не били в детстве и которые имеют здоровую и крепкую самооценку, доверие к миру и базовое чувство безопасности имеют гораздо больше преимуществ в конкурентной борьбе по сравнению с детьми, которые имеют детские травмы. А насилие приводит именно к травмам. Многие люди проносят через всю свою жизнь детские чувства обиды, злости, несправедливости, страха по отношению к своим родителям. И это напрямую влияет на их жизнь и судьбу.

— «Меня били, и я вырос нормальным» — честно говоря, очень сомнительный аргумент, потому что мы не знаем, каким бы вырос человек, если бы его не били, а наоборот поддерживали, прислушивались, уважали личные границы и т.д. Вырастают «нормальным человеком» не благодаря насилию, а вопреки. Защитные механизмы организма и психики могут адаптироваться к самому плохому. Но цена этой нормальности может быть высокой.

— «До ребенка так быстрее доходит» — экономить время на разговорах возможно и удобно, но зачем же экономить на собственных детях? На самом деле, ребёнок понимает только то, что нужно притвориться что подчинился родителям или что не надо попадаться на глаза, поскольку можно получить заряд боли и чувство страха. А то, что ребенок должен был понять, так и не доходит, потому что не поговорили и не прояснили. Для того что бы дети прислушивались и понимали слова, необходимы устойчивые близкие отношения и взаимоуважение, а не страх. В дальнейшем неудивительно если ребёнок начнёт обманывать, избегать контакта и не доверять родителям.

— «Я не бью, я только по памперсу \ по попе \ по губам \ по рукам» — у нас действует закон о противодействии домашнему насилию, где четко определено, что такое физическое насилие. Все вышеуказанные действия являются примерами физического насилия. Не верите — попросите мужа \ партнера \ друзей несколько раз ударить вас по губам или по рукам, или по попе и отследите ваши ощущения. Для ребёнка, как и для взрослого это унижение и грубое нарушение психологических границ.

— «Ну хорошо, девочек можно не бить, а мальчиков обязательно» — пример гендерно обусловленного насилия. Воспитанные с помощью насилия мальчики, будущие травмированные мужчины. Они же будут подобным образом «решать проблемы» со своими жёнами, детьми. Интересно, что после 13-14 лет насилие по отношению к мальчикам резко снижается, т.к. они становятся способными защититься.

— «Это мой ребенок, это вообще не ваше дело» — ребенок — это не собственность родителей и не вещь, а отдельная личность, имеющая права, которые закреплены на законодательном уровне. Ребенок — это не частная собственность. Насилие по отношению к ребёнку запрещено законом, так же, как и насилие по отношению к другим взрослым. Наблюдая насилие, любой имеет право вмешаться и защитить жизнь и здоровье другого человека.

— «Если не бить, то как наказывать?» — справедливый вопрос, но первое, что нужно понять — насилие — это не одно и то же, что и наказания. Ребенок должен осознавать, за что он наказан, то есть, для наказания должен быть соответствующий возраст и определенные правила. Наказание не должно причинять психический или физический ущерб, не должно унижать достоинство ребёнка, нарушать привязанность к родителям и способствовать отчуждению, недоверию и страху. Более подробно об этом в следующей части.


Насколько эта статья была вам полезна?
12345

psihologi-online-skype

psihologi tv

psihologi edu

+38 (098) 628-24-82
+38 (093) 579-51-79
+38 (050) 699-19-23

Психологический Центр «Восстановление», г.Киев
Работаем для вас с 2004 г.