alternativa-nasiliyuГлавное, что должен помнить родитель, воспитывая ребёнка – отношения всегда должны оставаться на первом месте. Как правило проблемы в поведении и дисциплине возникают как следствие нарушения отношений и привязанности.

Кроме насилия существуют и другие способы воспитания. Рассмотрим некоторые из них:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример). Как видите способов очень много. Главная задача — формирование мышления и сознания ребёнка. Объяснений никогда не бывает много. В силу физиологических причин детям тяжело контролировать и постоянно удерживать в памяти, казалось бы, простые вещи и прописные истины. Будьте вспомогательным зрелым мозгом для своего ребёнка.
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации). Лучшее обучение – это действие.
  • методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения. Лучше всего что бы ребёнок знал о способе наказания заранее. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке — за каждый. При наказании, нельзя оскорблять и унижать ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. Не допускайте превращения наказания в орудие мести или собственную эмоциональную разрядку. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Наказание требует такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

  • Метод дилемм заключается в совместном обсуждении моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

Соблюдение некоторых правил, помогут сохранять отношения и не прибегать к использованию насилия как метода воспитания.

  • Эмоциональный контакт
  • Проговаривание. Называем вещи своими именами
  • Обозначение собственных чувств и намерений, рефлексия
  • Эмпатия и сопереживание
  • Уважение к ребенку, субъект-субъектное отношение
  • Обсуждение случившегося
  • «Стоп»- установление границ
  • Умение извиниться
  • Воспитание собственным примером

1. Обращайте внимание на ваше психоэмоциональное состояние. Если вы чувствуете, что не справляетесь с эмоциями, лучше сделайте перерыв, выпейте воды, подышите свежим воздухом. Если есть возможность — на небольшое время дистанцируйтесь от ребенка, чтобы «перезагрузиться». Отойдите от телевизора или телефона. Если есть возможность, поговорите с тем, кто вас выслушает и поддержит.

2. Помните, что если родители на нуле — то и вся семья на нуле. Необходимо заботиться о пополнении своей «батарейки ресурсов» — всего что поднимает настроение и повышает общую мотивацию.

3. Дж. Медина в своей работе описал «четыре гроздья гнева», куда внес следующие причины родительских срывов, как — отсутствие сна, социальную изоляцию, скрытую депрессию у обоих партнеров и как следствие повышение уровня агрессии. Если очень коротко — родителям как воздух необходим сон, поскольку длительное отсутствие сна приводит к подавлению общего психоэмоционального состояния. Во-вторых, после рождения ребенка часто родителей настигает социальная изоляция из-за смены ритмов жизни с маленьким ребенком и как следствие — скрытая депрессия у обоих партнеров. Из-за этого, постоянным фоном, идёт повышенная агрессия.

4. Большинство срывов на ребенке происходит из-за усталости родителей и их эмоционального выгорания. Поэтому следует держать руку на пульсе и максимально расставлять приоритеты и заботиться о себе в первую очередь. Помните, в самолете кислородную маску сначала надевают родители, а потом ребенку.

5. Осведомленность о возрасте ребенка, особенностях его развития. Если мы знаем, что ребенок плачет из-за зубов или кризиса трех лет, или мы знаем, что у ребенка еще не развита префронтальная кора мозга, которая отвечает за планирование и регуляцию эмоций и ребенок банально еще не умеет себя сдерживать — нам значительно легче воспринимать его эмоциональное «наводнение» и сдерживать его.

6. Еще один вариант поддержки — психологическая помощь. Обращайтесь.


Насколько эта статья была вам полезна?
12345

psihologi-online-skype

psihologi tv

psihologi edu

+38 (098) 628-24-82
+38 (093) 579-51-79
+38 (050) 699-19-23

Психологический Центр «Восстановление», г.Киев
Работаем для вас с 2004 г.